|
|
Тезисы к вопросу о катехизации и воцерковлении детей
Верующие родители ответственны перед церковью за катехизацию и воцерковление своих детей, их положение и поведение в собраниях церкви. Церковь допускает детей к участию в таинствах, глядя на веру родителей. Научение вере предполагает уже ее наличие в человеке, как Божьего дара, как зерна, из которого разовьется росток веры, а вот условия, почва, на которой этот росток не засохнет зависит от веры и образа жизни семьи. Здесь община семью заменить не может. Попытки произвести эту подмену порождают ложь.
Так мы нередко можем наблюдать, как дети приходят в церковь поиграть и пообщаться между собой, обнаруживают очень слабую включенность в жизнь общины. Формально воцерковление детей возложено на церковную школу, но там понастоящему невозможно, т.к. из-за разновозрастности детей требуется персональный подход, раскрывающий истины веры на понятном ребенку уровне.

Проблема состоит не в передаче определенных знаний от родителей к детям, что сравнительно просто и мало отличается от того, что родители обычно и делают для образования своих детей, а в питании, взращивании и укреплении их веры. Главным образом, вера родителей, семьи, опыт ее постоянного проявления, питает веру детей.
О. Александр Шмеман в своей книге "Великий Пост" говорит об этом так: "В православном мировоззрении домашняя жизнь, семья составляют основу христианской жизни, применение христианских принципов в ежедневной жизни.
Основы христианского мировоззрения закладываются в нас именно дома, в быте и духе семейной жизни. Не в школе, даже не в церкви, а в семье образуется
то мировоззрение, которое вначале может быть даже бессознательным, но в конце концов становится решающим фактором всей нашей жизни. Старец Зосима
в Братьях Карамазовых Достоевского говорит: "... ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства". Этими воспоминаниями спасен
человек на всю жизнь. (...) В наших церковных школах проводится теперь
замечательная работа по религиозному образованию детей; но она очень мало что может сделать без домашней, семейной основы этого образования".
Суть нашего предложения состоит в том, что община должна прекратить катехизацию детей моложе четырнадцати лет. Ее задача – рецептировать детей, как членов Церкви Божией. Община будет оказывать методологическую помощь родителям в процессе катехизации, а также передавать детям литургические традиции церкви.
В этом случае родителям следует с полной ответственностью принять
на себя роль катехизаторов и воспитателей в вере своих детей. От них требуется последовательное творческое преломление программы оглашения на доступный к восприятию их ребенком уровень, на понятном ему языке. Важно отметить, что здесь всячески необходимо избегать цитирования писания, но подавать все в виде рассказа.
В дальнейшем, по мере разработки мы расчитываем публиковать планы занятий по возрастным группам с контрольными вопросами и методическими указаниями, списки полезной литературы и др. |
|